Сегодня мне бы хотелось бы поговорить о музыке и конкретно о группе, которая вдохновляет меня уже не один год. Этот коллектив называется Joy Division и играет, а точнее играл, в некогда очень популярном стиле пост-панк. Сам стиль появился в конце 70-х, условно завершив золотую эру панк-культуры. По сути к этому стилю можно отнести все панк-группы, появившиеся с этого времени, но пост-панком принято считать особую манеру исполнения. Эта музыка отличается зачастую медленным и монотонным ритмом, а также депрессивными текстами, посвященными размышлениям о смысле жизни. На общем фоне сильно выделяются ударные и бас-гитара. Именно из этого стиля в результате появился готический рок и сама готическая субкультура.


Групп, играющих такую музыку, было огромное количество, и до сих пор появляются коллективы, подражающие уникальному звучанию своих предшественников. Некоторые из них получают широкое признание, например, российская группа Motorama, которую часто сравнивают именно с Joy Division, например, звучанием в песне Normandy или Lantern. Сейчас она играет более светлую музыку, не изменив, однако, прежнему, “фирменному” звучанию. Песни To The South с последнего альбома и Letter Home с предпоследнего отлично передают текущее положение дел.


Однако главными героями моей статьи являются все же парни из Манчестера. Все началось на концерте вышеупомянутых Sex Pistols в 1976 году, когда двое подростков решили создать собственную группу. Ими были два школьных друга – Бернард Самнер и Питер Хук. Первый уже учился играть на гитаре, второму только предстояло освоить премудрости игры на бас-гитаре (кстати, именно простейшие, но выразительные партии Хука вдохновили меня в свое время взять в руки бас-гитару). Затем молодые люди столкнулись с проблемой поиска вокалиста и барабанщика. В итоге на объявление откликнулся двадцатилетний Иэн Кертис, а затем в группу пришел барабанщик Стивен Моррис. Так появился коллектив, который получил название Warsaw, а позже был переименован в Joy Division.


Свою первую пластинку музыканты выпустили в конце 1977 года, самостоятельно оплатив все расходы и подготовив обложку. На ней особенно выделялась песня No Love Lost, которая позже была переиздана. Успех к группе пришел в 1978 году, они обзавелись продюсером, подписали контракт, выступили по телевидению и начали массово выпускать свои пластинки. В 1979 году вышел их первый полноценный альбом Unknown Pleasures, а в 1980 появился Closer, выход которого их солист, Иэн, уже не застал. Восемнадцатого мая 1980 года он покончил жизнь самоубийством в своей квартире.


В ходе интервью Питер Хук описал Кертиса так: “По природе своей Иэн был слишком для своего времени незлобив. Он мог иногда вести себя агрессивно, но внутренней озлобленности в нем не было. Он шел навстречу людям. Если видел, что кто-то расстроен или растерян, тут же спешил расспросить и чем-то помочь. Для нас же с Бернардом (Самнером) он стал настоящим учителем. Давал нам читать Берроуза и Керуака, слушать Kraftwerk и The Doors. Он был удивительным воспитателем. А когда кто-нибудь начинал ныть от нескончаемых неудач, непременно пытался приободрить: “Да брось ты, прорвёмся!”” На своих выступлениях он как будто впадал в транс, сопровождая песни резкими движениями, напоминающими приступы эпилепсии. Это смущало многих людей.


Он и правда болел эпилепсией, хотя об этом долгое время никто не знал. Причем от тяжелейшего графика болезнь прогрессировала, приступы стали случаться и во время выступлений. Кроме того, на него сильно повлияли проблемы в личной жизни. Будучи женат на Деборе Кертис и имея от нее ребенка, он влюбился в бельгийку Анник Оноре. Разрываясь между двумя близкими женщинами, он написал один из главных хитов Joy Division – Love will tear as apart. В конце концов он совершил две попытки самоубийства, вторая из которых стала успешной. На момент смерти ему было двадцать три года…


Именно так из этого мира ушел один из самых влиятельных представителей современной музыки. Кстати, оставшиеся музыканты смогли достойно пережить эту трагедию и, организовав новую группу, New Order, оставили свой след в музыкальной истории. Они играют до сих пор. Биографию Joy Division и Иэна Кертиса изложили в двух фильмах – “Контроль” и “Круглосуточные тусовщики”. Кроме того, был выпущен биографический фильм, в который вошли интервью с музыкантами группы и людьми, приложившими руку к ее развитию.


Андреев Сергей
журналист