После окончания Второй Мировой войны во всем мире началась совершенно новая эпоха: в политике, экономике, культуре и как следствие — в моде.

Утилитарная мода военного времени претерпела кардинальные изменения. Мода на широкие плечи, мужские силуэты в женской одежде сменилась на наряды, подчеркивающие женственность их обладательниц. Причины этому стоит (как и всегда, впрочем) искать в тех переменах, что происходили в социальной жизни общества. Первой причиной, разумеется, стоит назвать то, что уставшим от войны людям не терпелось вернуться к привычной мирной жизни, к патриархальному укладу, где женщина выполняет роли жены и матери. Во-вторых, как ни прискорбно об этом упоминать, мужское население в Европе, Америке и, конечно же, России понесло колоссальные потери, и женщин было значительно больше, чем мужчин. Поэтому они всеми силами старались подчеркнуть свою привлекательность и женственность.

pm01

Именно поэтому диоровское изобретение 1947 года — стиль new look, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Пышные юбки, изящные силуэты, тонкая талия, беззащитные плечи, — именно об этом мечтали женщины.

Победа СССР в Великой Отечественной войне на небольшое время «приподняла» железный занавес: в кино показывали трофейные фильмы, появились трофейные наряды, и можно было раздобыть лекала, по которым женщины могли сшить себе подобные наряды. В московских магазинах появилась в продаже ткань, получившая название штапель, мягкая, легкая и плотная ткань, в составе которой волокна хлопка и вискозы или лавсана. Иметь платье из штапеля считалось очень престижным. Наряду со штапелем нарядными тканями считались крепдешин и креп-жоржет. Повседневная одежда шилась обычно из сукна, летняя — из ситца и сатина. В середине 1950-х годов Московский дом моды представил плиссированные юбки из тонкой шерсти.

pm03

Тогда же в моду вошли маленькие шляпки из фетра, соломки и даже иногда из перьев, едва прикрывавшие темя. Они были мало пригодны к российской осени и зиме и в народе получили название «менингитки». Тогда же популярность приобрела модель шляпки «маленькая мама» — с загнутыми кверху полями. Популярным его сделал фильм с Франческой Гааль в главной роли. Хотя фильм был снят в 1936 году, на советские экраны он попал лишь после войны.

pm04

Женская обувь послевоенного времени была в подавляющем большинстве на танкетке или небольшом каблуке. С появлением широких юбок в стиле new look каблук вырос и стал сужаться книзу. Он получил название «шпильки» или «гвоздики». 

С появлением синтетических тканей произошла революция и в мире нижнего белья. На смену фильдеперсовым чулкам (которые были непрозрачные, обычно телесного или розового цветов) пришли капроновые. Такие чулки были редкостью и ценились очень высоко, их берегли и носили только по особым случаям. Была даже придумана специальная машинка, для подъема спущенных петель.

pm02

 

Нижнее белье также изменило свою форму. С приходом моды на тонкую талию в гардероб ненадолго вернулся корсет. Однако чаще всего нижнее белье было очень простым. Хорошее белье было дефицитом, и во всех руководствах по шитью обязательной частью был «Пошив белья».

Что касается верхней одежды, в моде были приталенные пальто с меховым воротником. 

фото: vanityfairawards.com, fashiondentisity.org, retrowaste.com, thepeoplehistory.com